• Обупликовано 18.11.2020

Последнее воскресенье церковного года. День поминовения усопших — Воскресенье вечности.

22 ноября  последнее воскресенье церковного года Евангелическо-Лютеранская церковь отмечает День поминовения усопших — Воскресенье вечности.

В последнее воскресенье перед Адвентом (периодом ожидания, предшествующим Рождеству) в Евангелическо-Лютеранской Церкви отмечается день поминовения усопших, известный как Totensonntag (воскресенье мертвых) или Ewikgeitssontag (воскресенье вечности). 
В 1816 году по инициативе короля Пруссии Фридриха Вильгельма III был принят закон, согласно которому все лютеранские церкви на территории Пруссии должны отмечать последнее воскресенье перед Адвентом как мемориальный день, посвященный памяти всех умерших. Примеру церквей Пруссии последовали и лютеранские церкви за ее пределами. 

День поминовения имеет официальный статус во всех землях Германии, за исключением Гамбурга. Законы земель классифицируют его либо как памятный, либо как траурный день, что может накладывать определенные ограничения. Так, в некоторых землях в этот день не играет музыка в общественных заведениях (целый день или только в определенные часы). 

День поминовения усопших связан с Рождеством только у протестантов. Католики же поминают мертвых в День всех усопших верных, который следует за Днем всех святых и отмечается 2 ноября. 

В последнее воскресенье церковного года лютеране вспоминают о Последнем Суде и о тех, кто от нас ушел в мир иной. В литургии этого дня рассуждают о тайне жизни и смерти, читают отрывки из Священного Писания, говорящие о Страшном Суде и Воскресении, зажигают в память умерших свечи. Во время литургии верующие вспоминают ушедших близких, думают о бренности жизни и втором пришествии Христа во славе. 

Белый литургический цвет в этот день — символ света жизни после смерти. Евангелическая богослужебная книга предполагает отдельное дополнительное раннее или вечернее богослужение для поминовения усопших в тех общинах, в которых это принято. В некоторых местах в этот день лютеране посещают на кладбищах могилы своих близких. (Это, конечно, каждый может делать и в любое время, когда захочет.) Поминовение усопших членов общины существовало с самого начала христианства. В принципе, день поминовения усопших можно отметить в любой день. На такой день существуют отдельные евангельские чтения и молитвы. 

Смысл дня поминовения усопших в том, что мы остаёмся связанными с умершими в одной общине верующих. На богослужении читают список прихожан, умерших за прошедший год. Но из-за того, что в течение долгого времени почти нельзя было похоронить человека по церковным канонам, на богослужении зачитываются также имена тех, кто не был погребен церковно. Таким образом, на богослужении молятся и о тех, кто умер в отдаленном прошлом. Чтение такого списка не должно быть центром богослужения, а совершаться как последствие вести о том, что мы все имеем вечную жизнь во Христе. 

Когда лютеране поминают умерших или вообще молятся, они должны помнить слова псалма: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое.» (Пс. 89,12) Таким образом, мы думаем и о нашей собственной смерти и благодарим Бога за то, что Он дарует нам и нашим умершим ближним Воскресение через Христа. 
Лютеране уверены, что умершие во Христе братья и сестры по смерти находятся во власти Самого Бога. Поэтому они после погребения не нуждаются в человеческих молитвах. Мы совершаем лишь их поминовение, включающее в себя воспоминание, благодарность Богу за дарованную усопшему жизнь и благодать, а также упование на грядущую встречу в Царствии небесном. 

Благодаря своей многоплановой и очень важной вести, Последнее воскресенье церковного года носило в разные времена разные названия: 
Воскресенье усопших – смерть является дня нас ощутимой внешней границей жизни, последним, что происходит в жизни человека. 
Воскресенье вечности – человек с благодарностью встречает каждый новый день жизни, находя в нем свое утешение, когда страх перед смертью овладевает им. 
Воскресенье о Судном дне напоминает людям последнее слово Бога, которое Он произнесет в конце времен. 
Последнее воскресенье церковного года – в один прекрасный день наступит последний день и в нашей жизни. Отведенный нам жизненный путь становится с каждым днем короче. Поэтому нам следует жить по принципу, что сегодня – первый день остатка жизни. 

Праздник всех святых и День поминовения усопших сохранили свое значение в христианстве как высокие праздники. Неслучайно они находятся в конце цикла событий церковного года, указывают на его завершённость. Церковный календарь также поясняет, что смерть – это не конец духовной жизни. Вскоре последует следующий цикл: Адвент и Рождество, которые символизируют новое начало.